Новости Пути Будды Дзогчен

Как медитация делает нас спокойнее?

Известно, что обезьяна, сунув руку в сосуд с узким горлом и взяв из него горсть орехов в руку, не сможет вынуть сжатую в кулак руку назад. Обезьяна не отпустит то ценное и вкусное, что она уже взяла. Так она становятся добычей для охотника.

Наш ум подобен обезьяне, которая все время ищет что-то ценное и уже не отпускает если найдет. Мы почти все время находимся в поиске чувственных или телесных удовольствий. И если находим такой приятный и желанный объект, то уже не в силах его отпустить.

Объекты, которые схватывает наш ум, к сожалению, не только приятные, а могут быть и крайне неприятные. Например, кто-то обманул меня, а это меня расстроило. В этот момент я переживаю сильные эмоции. Но и следующие полдня я все время мысленно возвращаюсь к этому эпизоду, проигрываю его в голове. При этом я понимаю, что переживание это доставляет мне немалое страдание, лишает меня радости и удовлетворенности, портит весь оставшийся день.

КАК РАЗРУШИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ

Ситуации, с которыми мы сталкиваемся, могут быть незначительными, а могут быть и очень трагичными. И последствия от постоянного сосредоточения на плохом могут привести даже к разрушению собственной жизни. Однако подобно обезьяне, зажавшей добычу в кулак, мы часто просто не в силах это опустить даже перед лицом надвигающейся угрозы.

Каждый наш день подобных ситуаций случается много: на работе, в дороге, дома, в магазине. За каждую из них мы цепляемся нашим умом. И вот уже наше мышление полностью занято переживанием прошлых моментов и попыткой предотвратить подобные моменты в будущем. Постепенно в жизни становится все больше стресса и все меньше свободы. Мы становимся заложниками всего того, что каждый день усердно удерживаем.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА

То, что наш ум цепляется за переживания, предметы или образы – в этом нет проблемы. Просто так работает мышление всех существ. Проблема же заключается в том, что мы зачастую не понимаем, КАК отпустить то, что нам уже не нужно и продолжить жить дальше. Можно сказать, что нам не хватает навыка «отпускать».

А ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ МЕДИТАЦИЯ

Мы садимся на подушку для медитации, прикрываем глаза и буквально отпускаем все! Это тот момент, когда начинающий практикующий впервые сталкивается с тем, что «отпустить все» - это не так-то просто сделать. Как я могу перестать думать о том письме в рабочей почте, в заголовке которого было написано слово «срочно»? В начале это может казаться даже и вовсе невозможным.

В медитации вначале мы учимся отпускать все, кроме объекта медитации. В течение медитации беспокойство о насущном конечно же возвращается. Очень легко сидеть и просто продолжать обдумывать «срочное». Но мы снова и снова отпускаем любые посторонние мысли.

Постепенно, с каждой новой медитацией, наш навык отпускания становится все лучше. Сам процесс медитации может стать некой «тихой гаванью», куда мы приходим, чтобы отдохнуть, очиститься и восстановиться. И если «отпускание» начнет удаваться во время медитации на подушке, то скорее всего вы заметите, что и в жизни вне медитации вам тоже станет легче отпускать нежелательное. Вы будете гораздо легче полностью переключаться на следующее дело тогда, когда это будет нужно.

От регулярной практики медитации ум становится более свободным и управляемым. А вы становитесь тем, кто этим умом управляет. Никак не можете понять какое решение верное - просто отпустите это хотя бы на время медитации. Хотите, чтобы в жизни было больше спокойствия - практикуйте медитацию регулярно.

Автор: Орджен Цултрим Дордже (Павел Лебедев)

для «Пути Будды Дзогчен Санкт-Петербург»


Дхарма-центр «Путь Будды Дзогчен в Санкт-Петербурге»:

Вконтакте
► Получать новости дхарма-центра в личные сообщения Вконтакте
Статьи