В литературе и кино есть правило поэтической справедливости, по которому в произведении в конце концов должно торжествовать добро, а зло - терпеть поражение. В традиционной культуре герой сталкивается или с внешним (лабиринт Минотавра, сумрачный лес Данте), или внутренним миром (страх и сомнение, отчаяние и опустошенность), но в этом столкновении не погибает, а самосовершенствуется и, как следствие, возвышается и преодолевает препятствия. Современное искусство, в отличие от традиционного, скорее дегероизирует и обесценивает. Если традиция исходит из веры в абсолютность блага, то авангард современности всё ближе к тотальному релятивизму и все менее отчетливо отличает добро от зла. Однако даже в эпоху упадка у нас остаётся свобода выбирать жизнь согласно вере в силу добродетели и видеть героизм в способности справляться с трудностями на темной полосе жизни, и не почивать на лаврах - на светлой, иными словами, возвышаться над пагубным и восходить к благому. Для практикующих буддистов кино может стать богатым источником материала для понимания, как быть героем в сложных обстоятельствах современной жизни.
В фильме “Король говорит” показан судьбоносный момент в истории Великобритании. В центре внимания - королевская семья, которая уже давно не имеет реальной власти (у монарха нет действенного права формировать правительство и вводить налоги), но в глазах народа всё ещё остаётся символом единства нации, и когда стране угрожает враждебная нацистская Германия, то все устремляют свой взор в сторону короля и ждут от него вдохновляющих речей. Но что делать, если король говорить не в состоянии, то есть буквально - он заикается?
Как именно главный герой исправляет нарушения своей речи и проходит через перипетии взаимоотношений с логопедом Лайонелом Логом пересказывать не буду - это прекрасно показано в самом фильме. Я бы хотел остановиться на нескольких моментах, которые представляются для меня важными с практической точки зрения Дхармы.
Во-первых, любое страдание не является врожденным и не присуще никому изначально. Хотя герцог и не планировал быть королем, но даже оставаясь в тени отца и старшего брата он сформировался мужественным, решительным, смелым человеком, который с детства привык терпеть лишения и ограничения. Но даже сильные мира сего могут терять уверенность, поэтому нуждаются в поддержке. Так, врач будущего короля сперва, до всякой коррекции, позволяет пациенту поверить в свою способность говорить не заикаясь, для чего идет на уловку: если заикающийся человек читает текст, но при этом себя не слышит, то говорит свободно, поэтому он записывает речь на грампластинку, которую дарит “в качестве сувенира”. Доктор осознает, что внешние меры коррекции эффективны только тогда, когда пациент верит в себя и воочию видит свой потенциал. И еще ни в коем случае не нужно зацикливаться на недостатках, какими бы закоренелыми они ни казались. Проявив искусность и творческий подход, недостатки можно превращать в достоинства. Например, запинания можно превращать в паузы, ведь долгие паузы придают речи и сказанным словам весомости.
Во-вторых, очень сложно разобраться с глубинными причинами страдания, если следовать только общепринятым правилам. Лайонел Лог любит простоту и не любит официоз, не идет на поводу у слабостей своих пациентов, поэтому может казаться не вполне учтивым (например, вместо официального обращения он настаивает на том, чтобы обращаться к герцогу по имени Берти, а оно используется только членами семьи). Однако причиной этой кажущейся фамильярности является не пренебрежение монаршим достоинством, но проверенное опытом понимание эффективности своей методики исправления изъянов. Более того, оказывается, что он вообще не имеет сертификата врача, а всю жизнь мечтал стать актером (отсюда прекрасная дикция и мастерство оратора), но стал применять свои знания по развитию навыков речи, чтобы помогать пострадавшим в сражениях солдатам. Он старался услышать и возвращал голоса тем, кого все остальные считали немыми и выключенными из социальной жизни. Его способность помогать другим проистекала не из дипломов и протоколов лечения, но из опыта оказания помощи страждущим инвалидам войны, обрести который он смог в связи с масштабными разрушительными последствиями Первой мировой войны.
В-третьих, через весь фильм красной нитью проходит мысль о неплодотворности гордости. Логопед становится для будущего короля первым простолюдином, с которым он может откровенно говорить о личном. В действительности мы наблюдаем момент кризиса в отношениях между властью и народом. Отец герцога Йоркского назидательно говорит сыну, что в прошлом правителям было достаточно представительно выглядеть и не падать с лошади, а теперь, благодаря радио (“дьявольскому устройству”), королевская семья, которая сравнивается им с фирмой, вынуждена проникать в дома подданных и входить в доверие, “опускаться до самых презренных слоев общества”. Однако король Георг VI своим собственным примером демонстрирует, что “проникать в дом” можно и с добродетельным намерением. Он входит в дом подданных своими речами, обращаясь по радио ко всем и каждому, чтобы объединить и призвать к достойному сопротивлению и выдержке. Добродетельное намерение и искреннее желание короля прийти на помощь своему народу придает силы уже ему самому и позволяет стать не только признанным оратором, но и героем-победителем - и не столько над нацизмом (это звание британцы присваивают по выше указанным причинам Уинстону Черчиллю), сколько победителем над самим собой.